22 Октября 2019, 15:59 2836
Все, кто сталкивался с оформлением документов на недвижимое имущество знают, что стать собственником можно только после регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости через Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), а в Республике Крым (Госкомрегистр). Документы на регистрацию передаются через специализированные учреждения - Многофункциональные центры (МФЦ), где порой приходилось отстаивать очередь, объяснять сотрудникам на кого и какую долю нужно регистрировать, через несколько дней после регистрации права возвращаться и получать документы… Все это увеличивало сроки ожидания готовых документов.
С 01 февраля 2019 года вступили в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, обязывающие нотариусов в день выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора в отношении недвижимого имущества передать документы на регистрацию в электронном виде в этот же день, либо при отсутствии технической возможности в бумажном виде не позднее следующего дня. Таким образом, граждане освобождаются от посещений МФЦ и ожиданий в очередях.
Министерство юстиции России установило, что под отсутствием технической возможности понимается:
1. Отсутствие доступа к сервисам единой информационной системы нотариата.
2. Отказ сайта Росреестра в обработке документов в электронной форме по техническим причинам.
3. Отсутствие в помещении нотариуса электроснабжения или доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Все эти моменты должны быть официально подтверждены либо сообщениями Федеральной нотариальной палаты, либо Росреестром, либо организациями, предоставляющими услуги по электроснабжению или доступу к сети Интернет.
Законом установлено, что регистрация права собственности на недвижимое имущество, возникшего в порядке наследования — то есть при выдаче свидетельства о праве на наследство обязательно производится через нотариуса. То есть ни нотариус, ни гражданин не могут отказаться от этой услуги. А вот при удостоверении договоров, связанных с недвижимостью, по просьбе сторон, нотариус может не совершать электронную регистрацию. В этом случае стороны договора забирают документы и сами подают их в МФЦ в прежнем порядке.
Сама услуга по передаче нотариусом документов на регистрацию бесплатная, но за внесение записей о регистрации права в реестр недвижимости Налоговым кодексом РФ установлена государственная пошлина. Граждане должны будут оставить нотариусу соответствующую сумму, либо дождаться сообщения от нотариуса о размере государственной пошлины и Уникальном идентификационном номере, по которому они сами совершат платеж.
После регистрации, которая по нотариальным документам осуществляется в течение суток, Росреестр направляет выписку из реестра недвижимости нотариусу, а нотариус либо выдает документы гражданам в бумажном виде, либо по их просьбе - выдает поступившие документы в электронном виде.
Оформление документов через нотариуса все больше принимает вид единого окна, сокращается количество организаций, которые надо посетить, уменьшаются сроки оформления документов, в итоге экономится время граждан.
Наталья СТЕПАНОВА,
нотариус Черноморского районного нотариального округа,
член Нотариальной палаты Республики Крым
Крымские известия № 191 от 22.10.2019 г.
19 Декабря 2022, 09:43 28162
19 Декабря 2022, 09:40 7274
26 Сентября 2022, 09:41 1185
12 Сентября 2024, 17:44 48
11 Сентября 2024, 16:00 55
10 Сентября 2024, 17:01 67
Федеральная нотариальная палата
Гос. комитет по регистрации и кадастру Крыма
Главное Управление Минюста РФ в Крыму
Федеральная служба по финмониторингу
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества
Публичные реестры иностранных государств
Единый реестр сведений о банкротстве