Нотариальная палата Республики Крым
Официальный сайт
295017, г. Симферополь, ул. И.Гаспринского, 19
Нотариальная палата Республики Крым
Тел.  +7(978) 095-14-17
Факс (3652) 62-12-07
Пн-Чт: с 900до 1800,
      Пт: с 900до 1645,

     Сб-вс: выходной

Своей дорогой. Семейный бизнес теряет наследников

04 Октября 2015, 16:25  622

За последние пять лет число молодых людей в мире, желающих продолжить семейное дело, сократилось на 30%. Таковы выводы исследования "Проторенная дорога или свой путь?", проведенного EY совместно с Центром семейного бизнеса при Университете Санкт-Галлена.

"Старшему поколению сегодня непросто уговорить молодых людей связать свое будущее с семейным делом, - комментирует Петер Энглиш, руководитель Международного центра EY по развитию семейного бизнеса. - С одной стороны, перед молодежью открылись самые разнообразные возможности трудоустройства в стремительно меняющихся экономических реалиях, а с другой - многие хотят вначале попробовать свои силы самостоятельно. Это вполне здравый подход. Перед семейными предприятиями стоит одна и та же задача: как использовать амбиции молодого поколения, стремящегося вырваться на свободу, во благо семейного дела в долгосрочной перспективе. Число желающих перенять семейную эстафету сокращается, но зато те, кому это все еще интересно, скорее всего, будут лучше мотивированы и подготовлены".

Наибольшее число молодых людей, планирующих продолжить семейное дело через пять лет после окончания учебы, было отмечено в Мексике (11,5%), Бельгии (8,9%) и Словении (8,5%), а самое незначительное - в США (1,2%), Израиле (2,4%) и Дании (2,5%). Намерения молодых наследников зависят от размера бизнеса: предприятие со штатом более 100 постоянных сотрудников готовы возглавить 16,3% представителей следующего поколения, а небольшой бизнес со штатом от двух до пяти человек - лишь 5,2%. Кроме того, как отмечено в исследовании, готовность возглавить семейный бизнес снижается по мере экономического роста страны, однако возрастает снова при достижении ВВП определенной отметки.

Интересно, что в России желание молодого поколения управлять семейным бизнесом сразу после окончания учебы больше, чем в среднем по всем странам (7,6% против 3,5%). Антон Ионов, партнер EY, руководитель группы услуг для частных клиентов в СНГ, связывает это с тем, что в России может быть меньше альтернатив для приложения сил молодого поколения, чем в странах с более развитой экономикой (Израиль, Англия, Сингапур, Япония (в среднем по этим странам - 1,27%).

Однако в России такого семейного бизнеса, какой поколениями взращивался в западных странах, просто нет. Создать его пока не успели. А тот что есть, занимает мизерную долю в экономике. "Сейчас под семейным бизнесом в России понимаются преимущественно фирмы, в которых в состав руководства входят члены одной семьи. Так, по оценкам нашего института на основе данных СПАРК, к семейным предприятиям относятся лишь 2,3% предприятий России, - говорит Анна Никитченко, руководитель проектов Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). - Доля совокупной выручки семейных предприятий в 2014 г. среди малых предприятий составила 2,1%, среди средних - 2,7%, среди крупных - 3,1%. По результатам 2014 г. наибольший оборот среди малых семейных предприятий продемонстрировала отрасль сельского хозяйства (19,8%), среди средних и крупных предприятий - оптовая торговля (20,9% и 21,4% соответственно)".

Кроме того, по словам Анны Никитченко, по степени развития семейного предпринимательства Россия отстает от развитых стран ввиду недостаточно развитых институтов поддержки и традиций семейного предпринимательства. "В России отсутствует юридически закрепленное понятие семейного предпринимательства. Проблемы именно семейного предпринимательства недостаточно освещаются в СМИ, - отмечает она. - Недавно созданная Ассоциация семейного бизнеса России пока не выполняет в должной мере функции популяризации семейного бизнеса, обмена опытом между предприятиями".

В России такого семейного бизнеса, какой поколениями взращивался в западных странах, просто нет. Создать его пока не успели. А тот, что есть, занимает мизерную долю в экономике.

А вот, по мнению председателя правления этой Ассоциации Игоря Сагенбаева, о семейном бизнесе в общепринятом понимании - таком, как, например, в Европе и США, в нашей стране говорить преждевременно. "Семейные компании я бы разделил на две группы: небольшие семейные компании, в которых работают в основном члены семьи и ближайшие родственники, и компании, которые наследуются из поколения в поколение. В этом случае "семье" принадлежит только контроль над компанией за счет семейного пакета акций. Здесь часто используют термин "родовой бизнес", - говорит он. - Членами нашей ассоциации являются компании, принадлежащие к первой группе, т.к. класса компаний, где бизнес передается из поколения в поколение, сегодня попросту не существует. Сейчас как раз и наступает момент, когда начнется первая волна передела собственности, связанная с наследованием бизнеса".

Источник:

"Российская Бизнес-газета"

Новости

Схемы ради

Схемы ради

Доверенность — верная «спутница» аферистов разного калибра. Именно этот документ лежит в основе многих мошеннических схем…

12 Августа 2022, 14:32  26


Министр юстиции предложил возложить на нотариусов функции

Министр юстиции предложил возложить на нотариусов функции "корпоративного секретаря" в госкомпаниях

"На сегодняшний день эти функции выполняет представитель менеджмента, то есть заинтересованное лицо, получающее зарплату,…

12 Августа 2022, 14:13  12


Как разделить имущество при разводе  cla

Как разделить имущество при разводе

Верховный суд разъяснил, что разведенные супруги могут претендовать на часть зарплаты «бывшей» или «бывшего» При разводе…

12 Августа 2022, 14:10  30


Задать вопрос нотариусу
youtube
Ищу сотрудника
Отправить резюме